Хвала Аллаху Господу миров, благословение и мир Аллаха Посланнику Аллаха Мухаммаду, и мир Аллаха его семье и сподвижникам.
Муаз бин Джабал рассказывает, что слышал от бин Аббаса такой хадис: "В один из дней, когда мы проводили общественное собрание в доме одного из ансаров с Посланником Аллаха (благословение и мир Аллаха ему), какой-то голос донесся со двора:
- О хозяева дома и те кто в нем, разрешите мне войти, у меня есть к вам дело и мне надо увидеться с вами.
Все собравшиеся тотчас повернулись к Посланнику Аллаха (благословение и мир Аллаха ему), так как он всегда руководил собранием и он давал разрешения.
- Вы знаете того, кто пришел, спросил Посланник Аллаха.
Мы все одновременно ответили:
- Аллах и Его Посланник знают лучше!
Тогда Посланник Аллаха сказал так:
- Это проклятый Сатана, и пусть проклянет его Аллах.
Тогда Умар сказал:
- О Посланник Аллаха, разреши мне погубить его.
Посланник Аллаха (благословение и мир Аллаха ему) не дал разрешения на это и сказал так:
- Постой, о Умар, не знаешь ли ты, что ему дано определенное время. Откройте дверь, пусть войдет. Ему от Аллаха приказано прийти сюда. Постарайтесь понять то, что он скажет и запомнить.
Передающий этот рассказ говорит дальше:
Ему открыли дверь. Он вошел в дом и показался нам. И мы увидели пожилого старика, глаза у него косые, на подбородке у него шесть или семь волосков, похожие на шерсть, глаза широко открыты и бегают из стороны в сторону. Голова у него большая, как у слона, а под подбородком шея висит как у буйвола.
Войдя, он нас приветствовал такими словами:
- Мир вам, о Мухаммад, мир вам, о община мусульман.
Этому приветствию Посланник Аллаха (благословение и мир Аллаха ему) ответил следующим образом:
- Мир принадлежит Аллаху. О проклятый.... Я слышал, что ты пришел сюда с делом, говори, что это за дело.
- Я пришел сюда не по своей воле, но пришел под принуждением.
- В чем заключается это принуждение? - спросил Посланник Аллаха (благословение и мир Аллаха ему).
- От твоего Величественного Господа, ко мне пришел Ангел и сказал: "Всевышний Аллах приказал тебе: "Пойдешь к Мухаммаду приниженным и униженным с разговором. Ты ему подробно расскажешь как ты искушаешь сынов Адама и уводишь от прямого пути. После, о чем бы он ни спрашивал тебя, ты ему скажешь правду. Если ты не скажешь правду или к своим словам добавишь хотя бы одно слово лжи, то я брошу тебя еще в более жуткое положение, чем то, в котором ты сейчас. И опозорю перед твоими врагами". И я в соответствии с этим приказом пришел к вам. О Мухаммад, спрашивай у меня все что хочешь. Если не отвечу правдиво, то мои враги будут смеяться надо мной, а смех моих врагов надо мной, это самое ненавистное для меня.
Посланник Аллаха начал спрашивать его:
- Если действительно будешь говорить без обмана, то скажи мне, кого, среди людей, ты больше всех ненавидишь?
- Тебя, о Мухаммад. Среди творений Аллаха самый ненавистный для меня - это ты. Кого кроме тебя, я могу ненавидеть так!
- Кого ты еще ненавидишь, после меня?
- Каждого богобоязненного юношу, который пожертвовал всем что у него есть, ради Аллаха.
Вопросы и ответы дальше продолжались в таком виде: Посланник Аллаха (благословение и мир Аллаха ему) спрашивал, а Сатана отвечал.
- Кто еще ненавистен тебе?
- Тот, кто обходит сомнительные дела и терпит то, что Аллах приказал ему терпеть.
- А еще?
- Бедняка, который терпит свои нужды, и старается никому не показывать свою бедность и нужду и не жалуется о своем положении.
- И откуда ты узнаешь то, что этот бедняк терпелив?
- О Мухаммад! Он никому не рассказывает свою нужду. Если кто-нибудь три дня подряд расскажет другому о своей нужде, то Всевышний Аллах не будет считать его из числа терпеливых. Это не из дел терпеливых людей. Если он говорит об этом меньше этого, то я об этом узнаю, наблюдая за его положением и терпением, его поступками и жалобами.
- Кого ты ненавидишь после?
- Благородного богача.
- А как ты узнаешь то, что этот богач благороден?
- Если я вижу что он то что берет, берет через законное (халял), и тратит туда, куда надо тратить, то я знаю что он благороден.
После Посланник Аллаха (благословение и мир Аллаха ему) изменил тему, и задал другой вопрос:
- Скажи мне, когда мой последователь встает на молитву (намаз), что происходит с тобой?
- О Мухаммад, у меня поднимается жар, и я дрожу.
- Почему с тобой так происходит, о проклятый?
- Из-за того, что этот раб делает коленопреклонение Аллаху (суджуд), и на одну ступень поднимается перед Аллахом.
- Что ты делаешь во время поста?
- В это время я в заточении, до наступления времени разговения (ифтар).
- Что с тобой происходит, когда люди делают паломничество (хадж)?
- В это время я схожу с ума.
- А когда читают Коран?
- В это время я таю подобно свинцу, который попал в огонь.
- А когда дается милостыня (садака)?
- Да..., в это время я нахожусь в очень плохом положении. Как будто тот, кто дает милостыню, взял в руки пилу и распилил меня пополам. Вот такие ощущения я испытываю в это время.
Посланник Аллаха (благословение и мир Аллаха ему) спросил причину этого:
- Почему ты себя чувствуешь разрезанным пополам, о отец отрицания (Абу Мурра)?
Сатана (Иблис) ответил следующим образом:
- На это я отвечу так. У милостыни, есть четыре прекрасных качества:
1) Аллах дарует очищение имущества и свое благословение тому, кто дал милостыню.
2) Того, кто дал милостыню, Аллах делает любимцем его окружения.
3) Всевышний Аллах его милостыню, сделает завесой, между ним и адом.
4) Всевышний Аллах отдалит от него беды и болезни.
После Посланник Аллаха (благословение и мир Аллаха ему) задал вопрос относительно своих сподвижников:
- Что ты скажешь об Абу Бакре?
- Он мне не подчинялся даже во времена невежества. Как же он будет подчиняться мне, после того как он принял Ислам? Таков был его ответ.
- Умар бин Хаттаб, про него что скажешь?
- Клянусь Аллахом, где бы я его не видел, я убегаю от него.
- Какое у тебя мнение об Усмане бин Аффане?
- Я его очень стесняюсь. Его стесняются даже ангелы Милосердного Аллаха.
- Что ты думаешь об Абу Талибе?
- Ох, если бы я мог уберечься от него.... Когда он остается один, то я тоже остаюсь один. Я его оставил бы в покое, но он меня никогда не оставляет в покое.
После того как Пророк (благословение и мир Аллаха ему) завершил свои вопросы, он сказал следующее:
- Хвала Аллаху, который облагодетельствовал мою общину истиной и повел прямым путем и оставил тебя до определенного срока испытанием, и распространителем заблуждения.
После этого Сатана, услышав эти слова, сказал:
- Нет, нет.... Где счастья твоей общины (уммы) о которой ты говоришь? Как могут ваши сердца быть спокойными, до тех пор, пока я буду жив, до того времени, которое дано мне как отсрочка? Я ведь войду в их вены, где ходит их кровь. Я вцеплюсь в их тела. Клянусь Аллахом, который сотворил меня и отсрочил мне до Судного дня, я собью с прямого пути их всех. Всех невежд и ученых, безразличных и грамотных, грешных и безгрешных.... Сказать коротко, не один из них не будет в безопасности от меня. Но будут в безопасности от меня только те, кто искренние рабы Аллаха, этих я не смогу сбить с пути Аллаха.
Посланник Аллаха (благословение и мир Аллаха ему) спросил:
- По-твоему, кто они, искренние рабы Аллаха?
Проклятый Сатана (Иблис) ответил:
- Не знаешь ли ты, о Мухаммад, один любит дирхем и динар (деньги), вот этот не искренний к Аллаху. Другой не любит дирхемы и динары и не любит хвастаться и выставлять себя напоказ перед людьми, вот из этого я узнаю его искренность к Аллаху, и после без промедления я оставляю его и убегаю от него. Другой раб влюблен в богатства и любит хвастаться, его сердце наполнено мечтами и желаниями накопления мирских благ, и он привязывается к мирским благам так, что его не возможно оторвать от них. Среди таких очень много тех, кто следует за мной и подчиняется мне беспрекословно. Не знаешь ли ты, что любовь к имуществу есть самый большой грех, среди грехов. Не знаешь ли ты, о Мухаммад, что любовь к главенству и стремление быть выше других, тоже есть большой грех, среди больших грехов.
Сатана продолжал дальше:
- О Мухаммад, не знаешь ли ты, что у меня есть семьдесят тысяч детей. И каждого из них я поставил на разные места смотрителями. С каждым моим ребенком есть еще семьдесят тысяч шайтанов. Одну часть я отправил к старикам, еще одну часть из них я отправил к старым женщинам. Что касается молодежи, то между ними и нами нет никакого противостояния. С ними мы очень хорошо находим общий язык. Относительно детей, то наши дети с ними вместе играют и развлекаются столько, сколько хотят. Одну часть наших детей я поставил болезнью над детьми искренних рабов, а другую, болезнью над детьми грешных рабов. Шайтаны приходят к ним, и заходят к ним за пазуху, переворачивая их, то в одно состояние, то в другое. Они закручивают их головы, то в одни высоты, то в другие. Они попадают в такое состояние, что ругаются по любой причине, и без причины. Таким образом, я отнимаю у них искренность, когда они попадают в состояние неопределенности, и от их поклонения уходит искренность. Но они не знают о своем положении.
Сатана рассказывал как он увел одного монаха от поклонения:
- Не знаешь ли ты, о Мухаммад, что монах Барсиса, семьдесят лет поклонялся Аллаху искренно. За это Аллах ему даровал милость, когда он молился (делал дуа) за какого-нибудь больного, Аллах благословлял его зов (дуа) и больной находил лечение. Я взялся за него, и не оставлял его до тех пор, пока он не сделал прелюбодеяние (зина), не стал убийцей и в конце концов, пока не впал в неверие. Это тот, про кого Аллах в своей великой книге сказал: "Наподобие сатаны: вот он сказал человеку: "Будь неверным!" А когда тот стал неверным, он сказал: "Я отрекаюсь от тебя. Я боюсь Аллаха, Господа миров!" (59:16)
|