Имя Шейхуль-Ислама, Верховного муфтия Талгат-хазрата Таджуддина неразрывно связано с сохранением традиционного ислама в Советском Союзе и его возрождением и дальнейшим развитием в современной России.
Впервые я с ним познакомился после избрания его Верховным муфтием в 1983 году в г. Уфа, когда меня должны были назначить Председателем Духовного управления мусульман Самарской области. Заочно мы с ним были уже знакомы и до этой встречи. Он, после получения высшего богословского образования у своего духовного наставника — известнейшего богослова России, шейха Ахмад Заки-хазрата Алиший аль-Мусаравий в медресе «Мир Араб» в г. Бухаре в 1973 г., затем в университете «Аль-Азхар» в г. Каире в 1978 г., принял должность имам-хатыба в мечети Марджани г. Казани. Богословы Татарстана, простые верующие приезд к ним такого образованного человека, каким был Талгат-хазрат Таджуддин восприняли как божественную благодать, ученого для укрепления веры. И вскоре эти ожидания были подтверждены его практической деятельностью на пути Аллаха. Его избрание в 1980 году Верховным муфтием мы восприняли как знак, дающий нам надежду на сохранение нашей веры, затем и возрождение духовности всего нашего сообщества.
Одной из больших заслуг Талгат-хазрата Таджуддина – восстановление исламского обряда священного для мусульман паломничество к священным местам в Мекку и Медину- хадж. В годы Советской власти хадж из СССР был сведен к минимуму. Причина этого очевидна: власти боялись контакта советских мусульман с единоверцами за рубежом, боялись, что у паломников появится возможность сравнить свой образ жизни с образом жизни мусульман других стран. Известно, что в 1989 г. выполнить свой духовный долг удалось лишь 31 советскому мусульманину, против 9-10 тысяч в дореволюционное время. А в 1986 году среди 14 человек паломников из Советского Союза я был единственным из России. Помню, каких усилий и настойчивости, принципиальности стало Талгат-хазрату Таджуддину чтобы меня зачислили в паломники. Благодаря его авторитету, последовательной политики во взаимоотношениях с государственными структурами, сегодня каждый желающий мусульманин имеет возможность совершить Хадж.
В сложной период начала возрождения духовности в нашем обществе, когда с развалом Союза единое Духовное управление мусульман распалось, на множество духовных управлений, у мусульман Самарской области не возникло иных мнений и желаний, как быть вместе с нашим духовным наставником Верховным муфтием Талгат-хазрат Таджуддином в составе Центрального духовного управления мусульман России. Его помощь и поддержка нашего духовного управления мусульман Самарской области в эти годы неоценимы. Известно, что в Советский период издательство религиозной литературы было запрещено. Единицами сохранились священный Коран, хадисы Пророка ( мир Ему) и другая духовная литература. Так вот Талгат-хазрат Таджуддин сумел издать священный Коран, договорившись с Финляндией о продаже для этих целей высококачественной бумаги, 30 тысяч экземпляров он подарил нашему духовному управлению.
Хочу особо подчеркнуть заслугу Шейхуль – Ислама перед Всевышним и мусульманской уммой в деле возрождения духовности – строительстве мечетей, медресе, исламских вузов. Он – инициатор и попечитель в строительстве красивейших мечетей ″Тауба″( г. Набережные Челны), ″Ляля — Тюльпан″ ( г. Уфа), мечети им. Рината Галеева (г. Альметьевск, РТ). Строительство Самарской Соборной мечети также осуществлялось под его попечительством и материальной поддержкой. Благодаря его заботе и вниманию в Российском исламском университете в г.Уфе, медресе Октябрьска, Оренбурга, в селе Алькино Самарской области, медресе Нур г. Самары и др., подготовлены сотни молодых духовных служителей. Мне памятны слова нашего лидера о том, что годы, когда он учился в медресе ″ Мир — Араб″, были трудными для мусульман Советской страны, о том, что немногим выпало счастье попасть в те годы в столь авторитетное учебное заведение. Слава Аллаху – говорил он, что сегодня мы имеем широкие возможности обучать наших соотечественников в своих, Российских, исламских университетах, медресе, готовить кадры духовных служителей, исповедующих традиционный ислам, впитывающих нашему традиционную многонациональную культуру России.
Мы осознаем, что без прошлого нет настоящего и будущего. К корням наших предков – к волжским булгарам, принявшим ислам в качестве государственной религии в Х веке, обратил внимание мусульман Талгат-хазрат Таджуддин. По его инициативе ежегодно, начиная с 1989 года мусульмане России собираются на земле древних булгар в честь очередной даты со дня принятия ислама нашими предками и совершают молитвы.
При всей своей огромной занятости, Верховный муфтий находит возможность принять у себя или побывать там, куда его приглашают и обсуждать проблемы самого широкого спектра.
Он — не кабинетный руководитель, а деятельный участник всех событий, происходящих на территории Центрального духовного управления и не только.
Все съезды мусульман нашего РДУМСО, торжества, посвященные различным историческим датам, событиям, без личного участия Талгат-хазрата Таджуддина не проходят.
Он очень прост в обращении, доступен, доброжелателен, отзывчив, сострадателен, то есть он человек, которому присущи все высоконравственные качества, свойственные истинному мусульманину и высокоавторитетному духовному лидеру. Сегодня ему 65 лет, 33 года из них он посвятил служению на пути Аллаха. Хотя я старше его по возрасту почти на 15 лет, но я постоянно ощущаю его ум, прозорливость, современное мышление и дух творчества. Уверен, что благодаря его руководству, Инша Аллах, наша мусульманская умма будет последовательно отстаивать духовно- нравственные ценности, унаследованные от наших предков.
Главный казый ЦДУМ России,
муфтий Вагиз хазрат Яруллин.
Дуслык.ру