Условий намаза пять:
1. Точное или предположительное знание наступления времени намаза. Если человек совершит намаз, не зная наступления времени его совершения хотя бы предположительно, ориентировочно по часам или каким-то другим признакам, то намаз не засчитывается. Даже если оно и на самом деле совпало. Поэтому следует сначала разузнать, настало время или нет, и только потом приступать к совершению намаза.
2. Молиться лицом к Кибле. (Более подробно это было рассмотрено в разделе «Кибла»).
3. Скрыть, насколько возможно, аврат.
Аврат мужчины, свободного или раба, – место между пупком и коленями; подобные же границы аврата и для рабыни.
Аврат свободной женщины – всё её тело, кроме кистей рук и лица.
Материал, используемый для сокрытия аврата, должен содержать в себе следующие аспекты:
• Он должен скрыть цвет кожи, даже если это будет глина или мутная вода. Например, человек, зайдя в мутную воду и тем самым прикрыв аврат, совершает заупокойную молитву (именно заупокойная, потому что ее возможно совершить таким образом – данный намаз совершается стоя, без каких-либо действий).
• И если отсутствует одежда или что-то подобное ей, то человек обязан намазаться глиной и, прикрыв таким образом свой аврат, совершить намаз.
4. Наличие большого и малого омовения. Если у человека во время совершения намаза испортится омовение, то намаз нарушается. Намаз становится недействительным и если на молящегося попало что-либо нечистое, от чего нужно помыться или избавиться, не прикасаясь к нему, например, снять верхнюю одежду малым движением, – если не получается сделать это сразу, не дотрагиваясь.
5. Чистота одежды, тела и места совершения намаза. Если у человека два комплекта одежды и он не знает, какой из них чистый, он обязан, если нет возможности достать другую чистую одежду или нет воды для её стирки, постараться (иджтихад) определить, какая из них чистая, и совершить намаз, надев ту одежду, на которую указал его иджтихад. Если же он этого сделать не сможет, то намаз необходимо совершить в голом виде.
|